Примечания

«Путь поэта. О поэзии Н. С. Гумилёва». Юрий Верховский

Идеи Ю. И. Айхенвальда развил Ю. Н. Верховский в пространной статье «Путь поэта», долгое время остававшейся основополагающей работой для поколений гумилевоведов — как отечественных, так и зарубежных. В основе статьи «Путь поэта» (Современная литература. Л., 1925) — все та же задача целостного осмысления наследия Гумилева, утверждение концепции творческого пути и анализ значения гумилевского творчества для современности. Однако, в отличие от Ю. И. Айхенвальда, Ю. Н. Верховский сосредоточил внимание на вопросах прежде всего художественно-поэтических. Горячий поклонник Вяч. И. Иванова, Ю. Н. Верховский трактует путь Гумилева как осуществление программы, начертанной в статье Иванова «Заветы символизма» — через «преодоление» крайностей символистского лиризма — к новому, «сакральному» творчеству, «новому символизму», которому суждено сказать «последние слова» и объяснить бытие России и человечества в XX веке, соединить «личное» и «соборное», «материальное» и «идеальное». Несмотря на тенденциозность (иногда довольно ощутимую) и некоторую «темноту» стиля, подчас превращающую целые пассажи текста в «герметические» данности, допускающие различные интерпретации, работа Ю. Н. Верховского не может не импонировать методологической, композиционной стройностью, критическим «чутьем» автора, безошибочно находящего «проблемные узлы» гумилевского наследия. Для нас эта работа ценна прежде всего тем, что в ней, как в никакой другой, полно сформулирован спектр «гумилевской» проблематики, над прояснением которой позже будут работать новые поколения теоретиков и историков литературы XX века.