Примечания
«Поэтическая судьба и миропереживание Н. Гумилёва». Е. Вагин
[Слово, сказанное в Национальном центре русского языка и литературы (прим. авт.).]
Работа Е. Вагина (Беседа (Париж). 1986. № 4), вышедшая в знаменательном для исследователей Гумилева 1986 г., на наш взгляд, является связующим звеном между «классическим» гумилевоведением, повторившим великую и трагическую судьбу России в XX веке, и современным, освобожденным от догм и кошмаров предыдущей эпохи, широким научным исследованием творчества поэта. В частности, особо ценной представляется нам попытка Е. Вагина вывести гумилевоведение на уровень, традиционно присущий изучению классики XIX века — уровень синтеза литературоведения и философии, социологии, теологии. Сейчас очевидно, что Гумилев, как и его предшественники в русской поэзии, задал своим читателям «великую загадку», чтобы разгадать которую, необходимо всегда помнить слова, с которыми поэт ушел от нас [прим. Ю. В. Зобнина. — Там же, с. 667.]:
Не бояться, и делать, что надо.
Работа Е. Вагина (Беседа (Париж). 1986. № 4), вышедшая в знаменательном для исследователей Гумилева 1986 г., на наш взгляд, является связующим звеном между «классическим» гумилевоведением, повторившим великую и трагическую судьбу России в XX веке, и современным, освобожденным от догм и кошмаров предыдущей эпохи, широким научным исследованием творчества поэта. В частности, особо ценной представляется нам попытка Е. Вагина вывести гумилевоведение на уровень, традиционно присущий изучению классики XIX века — уровень синтеза литературоведения и философии, социологии, теологии. Сейчас очевидно, что Гумилев, как и его предшественники в русской поэзии, задал своим читателям «великую загадку», чтобы разгадать которую, необходимо всегда помнить слова, с которыми поэт ушел от нас [прим. Ю. В. Зобнина. — Там же, с. 667.]:
Не бояться, и делать, что надо.