Повесть «Гибели обреченные» является одним из самых сложных и важных произведений в раннем творчестве Гумилева, определяя во многом специфику главных сюжетных «архетипов» последующих стихотворных и прозаических произведений.
По совершенству стиля, строгой композиционной логике, точности и содержательной емкости выдвигаемых положений и художественной изысканности плана их выражения, очерк «Карты» непосредственно предвосхищает гумилевекий «манифест акмеизма».
Для истории творческого пути Гумилева рассказ «Вверх по Нилу» интересен прежде всего тем, что это первое по времени свидетельство возникшего у юного поэта интереса к Африке.
В первом современном опыте критического осмысления гумилёвской прозы, Э. Д. Сампсон отметил, что в «Радостях земной любви», несмотря на обещанное в начале противопоставление любви земной и небесной, Гумилёв показывает исключительно только любовь одухотворенную и идеализированную, без малейшего оттенка чувственности.
Современная Гумилёву критика рассказ проигнорировала, между тем, по мнению Ю. В. Зобнина, «Золотой рыцарь» стоит «На особом месте в истории русской литературы, обращенной к облику Христа»: « ... «Русский Христос» не был адекватно отражен отечественной литературой.
В большинстве работ анализ «Скрипки Страдивариуса» производится непосредственно с помощью содержательных ассоциаций с проблематикой полемики акмеистов с символистами.
Можно лишь догадаться о том, насколько его мрачная сюжетная «извращенность» повлияла на то, что Гумилева не упомянул о его создании в письмах к «учителю», В. Я. Брюсову, и не пытаться опубликовать его через брюсовское посредничество.
О возникновении ахматовекой версии прототипа главного героя рассказа имеется подробная запись П. Н. Лукницкого от 5 декабря 1925 г.: «А.А. открыла сегодня, что в «Последнем придворном поэте» Николай Степанович говорит об Анненском.
В отличие от некоторых других рассказов того же периода, «Принцесса Зара» в сохранившейся переписке Гумилёва нигде по названию не упоминается и не поддается точной датировке.
Один из первых примеров возникновения в раннем «декадентском» творчестве Гумилева мотивов христианского натурфилософского персонализма с его учением о «Животной» плоти, поврежденной первородным грехом.
Рассказ «Африканская охота. Из путевого дневника», очевидно, по замыслу Гумилева должен был явиться своеобразным «анонсом» к публикации повести об его африканских путешествиях.
Черный генерал — прекрасный образчик поздней прозы поэта, продолжающий (и завершающий) на новом уровне «новеллистическую» линию его прозы, давшую в 1908 г. столь яркие результаты.
Девкалионом в греческой мифологии звали прародителя «послепотопного» поколения людей, правителя фессалийского города Фтия, сына Прометея, мужа Пирры, дочери Эпиметея и Пандоры.